Старые славянофильские идеалы были прежде всего идеалами частной, семейной, бытовой жизни русского человека, которому не давали выйти в ширь
исторического существования, который не созрел еще для такого существования [Я не касаюсь здесь церковных идей Хомякова, которые очень глубоки и сохраняют свое непреходящее значение.].
Он знал, что родичи его были вождями тех пошехонцев, которые начали свое
историческое существование с того, что в трех соснах заблудились, а потом рукавиц искали, а рукавицы у них за поясом были.
Мы с сожалением смотрим в темную глубь истории, где перед нашим взором нескончаемыми вереницами тянутся голутвенные и обнищалые до конца людишки, выкинутые волной нашего
исторического существования на далекую восточную окраину.
Чтобы понять жизнь человека, т. е. тот закон, которому для блага человека должна быть подчинена его животная личность, люди рассматривают: или
историческое существование, но не жизнь человека, или несознаваемое человеком, но только видимое ему подчинение и животного, и растения, и вещества разным законам, т. е. делают то же, что бы делали люди, изучающие положение неизвестных им предметов для того, чтобы найдти ту неизвестную цель, которой им нужно следовать.
Неточные совпадения
Остается непонятным смысл
существования исторической церкви с ее символикой.
Это было глубокое разочарование в путях истории и неверие в
существование еще
исторических задач.
«Внутренняя несостоятельность всей объективной формы
существования прекрасного открывается в том, что красота находится в чрезвычайно шатком отношении к целям
исторического движения даже и на том поприще, где она кажется наиболее обеспеченною (т. е. в человеке:
исторические события часто уничтожают много прекрасного: например, говорит Фишер, реформация уничтожила веселую привольность и пестрое разнообразие немецкой жизни XIII-XV столетий).
Человек обречен жить в
историческом целом и в нем черпать смысл своего
существования, превышающий обыденность, хотя бы его
существование было раздавлено этим целым.
«
Историческое» конституируется памятью и традицией
Историческое время разом консервативно и революционно, но это не доходит до последней глубины
существования, которое не принадлежит
историческому времени.
Но личность по-новому ранена и порабощена
историческим временем, и она даже иногда ищет избавления от плена истории переходом в космический план
существования.
В известный
исторический момент проблема класса может быть более острой, безотлагательно требующей решения, чем проблема национальная, и именно для самого
существования нации.
Русские нигилисты 60-х годов — я имею в виду не только Писарева, но и Чернышевского, Добролюбова и др. — были русскими просветителями, они объявили борьбу всем
историческим традициям, они противополагали «разум»,
существование которого в качестве материалистов признавать не могли, всем верованиям и предрассудкам прошлого.
Ложное знание рассуждает так: люди существуют и существовали до нас; посмотрим, как они существовали, какие происходили во времени и пространстве изменения в их
существовании, куда направляются эти изменения. Из этих
исторических изменений их
существования мы найдем закон их жизни.
Когда мы говорим, что какой-либо
исторический мир обречен на гибель, мы, конечно, не хотим сказать, что ничего от этого мира не останется, что в нем ничего нет для вечности, что само
существование его было абсолютно бессмысленным.
Военная наука, видя в истории бесчисленное количество примеров того, что масса войск не совпадает с силой, что малые отряды побеждают большие, смутно признает
существование этого неизвестного множителя и старается отыскать его то в геометрическом построении, то в вооружении, то, самое обыкновенное, — в гениальности полководцев. Но подстановление всех этих значений множителя не доставляет результатов, согласных с
историческими фактами.
Признание это уничтожает возможность
существования законов, т. е. какого бы то ни было знания. Если существует хоть одно свободно двигающееся тело, то не существует более законов Келлера и Ньютона и не существует более никакого представления о движении небесных тел. Если существует один свободный поступок человека, то не существует ни одного
исторического закона и никакого представления об
исторических событиях.